Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве.
(В. Г. Белинский)
Попробуйте ответить на вопрос - что значит ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ и какое место оно должно занимать в современном образовательном процессе?
На наш взгляд гражданско-патриотическое воспитание учит ребят, в первую очередь - любви к своей Родине, уважению к своей стране и земле, людям окружающих их. Оно позволяет протянуть невидимую, но, в то же время, неразрывную нить, связывающую поколения дедов, отцов, детей и внуков. Сеет в молодых умах желание и старание защищать свой дом от врага, вырастающие с годами в готовность и умение дать отпор любой угрозе. Помогает детям научиться отличать настоящее, доброе, родное от фальши, переполняющей современные источники информации.
Во времена, когда в повседневной жизни Интернет, телевидение и газеты стали практически бесконтрольны и безыдейны, ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ в ШКОЛЕ приобретает еще большую ценность не только для ребенка, как для растущей личности, но для его семьи, друзей, да в прочем, для всего его окружения. Это как контейнер в сознаниях людей, посредством которого осуществляется информационная передача наших истоков, общепринятых ценностей и морали вперед - через поколения.
Это есть - воспитание Человека. Это есть - воспитание Личности.
Основные направления гражданско-патриотического воспитания
Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений,
выделенных в государственной программе:
Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
Гражданско –правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Школьный музей МБОУ «ООШ № 51» был открыт 28 сентября 2002 года по инициативе учителя истории Шарабуряк Ю.П.
Экспозиция музея содержит 6 разделов: "Шахтёры - гвардия труда", "Школьные годы чудесные", "Минувших дней святую память мы будем бережно хранить", "Русская изба", "А знаете, каким парнем он был?"
Музей является центром воспитательной работы не только школы, но и посёлка. Активисты музея, совет музея организуют встречи с интересными людьми: Горянец Э.М, воспитанником Боровушенского детского дома, Дубатовым Ю.Д., выпускником школы, поэтом, членом союза писателей, Гайдук А.И., почётным шахтёром шахты Бутовская – частые гости музея.
В этом году активисты музея участвовали более чем в двадцати выездных мероприятиях – в их числе - городской фестиваль экскурсоводов, конкурс «Знай Кемерово», представляли экспозицию музея школы на день Шахтера, городское мероприятие посвященное годовщине вывода войск из Афганистана, городской конкурс локальных краеведческих историй. Приняли активное участие в проекте «Школьного музейного туризма».
Заняли призовые места в интерактивной квест-игре "Люби и знай свой край" - Томилова Марина - 3 место, Голубев Савелий - 3 место, Храпов Денис - 3 место, Кузовлева Виктория -2 место, Гундарь Данил - 2 место. Приняли участие в областной конкурсе на знание государственной символики России и Кузбасса - Чипыжова Виктория 1 место, Карпова Алена 2 место.
В музее проходят уроки города, предметные уроки с приглашением ветеранов и учителей. Работает совет экскурсоводов: оформляются сменные выставки, экспозиции. 19 мая в парке Победы им. Г.К. Жукова в рамках муниципального проекта "Школьный музейный туризм" в течение дня работала выставочная локация " Сохраняем традиции поколений", на которую наш школьный музей предоставил свои экспонаты.